Анонсы новостей

Преимущества лизинга при покупке авто

При покупке автомобиля, особенно дорогих и престижных моделей автовладелец вынужден взять кредит. Более быстрым и дешёвым способом покупки автомобиля может быть лизинг. Покупка недорогих авто в лизинг возможна без внесения залоговой стоимости. Догово...

Читать полностью

Лизинговые компании
14.04.12 03:00

altРынок

Рынок лизинга в России начал развиваться в 1999-2002 гг., именно тогда появились первые лизинговые фирмы и были заключены первые договора.

Сегодня рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний –продуманным и взвешенным.

В 2005 году объем финансового лизинга вырос более чем на 40%. Доля лизинга в ВВП по-прежнему не столь велика - около 1%, а в инвестициях в основные средства она не превышает 5.7%. Тем не менее, даже к осени 2005 года объем текущих сделок составил 12.5 млрд. долл., тогда как в прошлом он не превышал 6 млрд.

Вместе с тем заметно понижение темпов роста лизингового рынка, например, прирост с 2003 по 2004 годы составлял 50%. Аналитики связывают это с "взрослением" рынка и повышением доли длительных договоров.

Лидером роста в 2005 году стал лизинг железнодорожного транспорта (вырос в 5 раз). Динамично развивались и другие традиционно крупные сегменты рынка - лизинг автотранспорта и лизинг строительной техники (50%-ый рост). Существенно увеличился и объем сделок в сфере лизинга строительной техники. Сохранились высокие темпы роста и во все еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости (рынок вырос в 3 раза). Одним из наиболее перспективных сегментов становится лизинг энергетического оборудования.

Практически на всех сегментах, где происходит активный рост, лизинг все больше становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнительные преимущества помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество – ситуация, характерная для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое присутствие как на привычных, так и на новых непосредственно для них сегментах рынка, становясь таким образом все более универсальными.


Компании

Сегодня в России действуют более 200 лизинговых компаний. Предполагается, что пока их число будет увеличиваться. Основная причина - остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных фондов вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом, что провоцирует появление новых компаний, как отечественных, так и западных и азиатских фирм.

Так в конце 2005 года на российский рынок вышли несколько известных западных игроков. В октябре открылась "ЦХГ Меридиан" - "дочка" крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов – VB-Leasing International Holding Gmbh, - который будет представлять созданная им компания "ФБ-Лизинг".

Количество российских фирм увеличивается как за счет создания новых, так и ребрендинга старых, например, "Камаз-Лизинг", вышедший из состава акционеров компании ОАО "Камаз", теперь выступает на рынке под маркой "Главлизинг".
Еще одним вариантом изменения состава игроков рынка может стать возникновение объединенных компаний. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. Конкуренция на рынке усиливается, объемы лизингового бизнеса увеличиваются, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарастить объемы сделок.


Услуги

Каждая лизинговая компания предлагает свои условия сделок и у каждой есть свой "конек": одна предложит уникальное оборудование, которого нет у конкурентов, другая оформит договор и поставит оборудование в считанные дни… Тяжело сравнивать условия и с точки зрения размеров выплат, т.к. каждый новый договор составляется под конкретного клиента.

Объективно говоря, цена и не является главным критерием для предприятий при выборе лизингодателя. Заметно более важна сложность структурирования сделки, логистика, предоставление дополнительных услуг.

Отметим некоторые особенности поведения потенциальных лизингополучателей. При лизинге дорогого промышленного оборудования очень часто предпочтения отдается лизинговой компании, созданной банком: у нее наверняка есть деньги и все документы в порядке. Если фирме необходимо специфичное оборудование, она старается найти лизингодателя, хорошо разбирающегося в их бизнесе, что дает им гарантию получения более выгодных условий. Есть и такие компании, которые стремятся найти наименее "зарегулированную" лизинговую компанию, чтобы получить финансирование под свой проект, а не под "имя". Это наиболее характерно для средних и малых предприятий, которым необходимы значительные средства, но ни один банк их предоставить не решится.

Помимо особенностей деятельности лизинговой компании, клиента интересуют и варианты лизинговых соглашений, которые ей будет предложены. Мировая практика выработала множество форм лизинга, какой из них выбрать – решать лизингополучателю.

Следует учитывать и тот факт, что лизинговые компании обычно обозначают нижний лимит сделок. Часто эта величина колеблется от 20 до 50 тыс. евро. Однако в ряде случаев суммы сделок значительно меньше, например, в пределах от 5 до 10 тыс. евро. В этом случае покупателю либо приходится проводить мониторинг рынка и искать лизинговую компанию, способную предоставить подобные условия, либо отказаться от лизинга. В этой ситуации наглядно видно преимущество обращения к лизинговому брокеру, который сотрудничает одновременно с несколькими лизинговыми компаниями, предлагающими различные условия, в том числе работающими со сделками менее 5 тыс. евро. При этом стоимость услуг лизингового брокера оплачивается из маржи лизинговой компании, никак не влияя на стоимость услуг для конечного клиента.