Анонсы новостей

Преимущества лизинга при покупке авто

При покупке автомобиля, особенно дорогих и престижных моделей автовладелец вынужден взять кредит. Более быстрым и дешёвым способом покупки автомобиля может быть лизинг. Покупка недорогих авто в лизинг возможна без внесения залоговой стоимости. Догово...

Читать полностью

Лизинг сегодня законный вид инвестиционной деятельности в России
25.03.12 03:05

altВ общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис является самым жестоким и тяжелым. По опубликованным данным в период с 1992 по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего продукта на 7,5 %, валовой продукции промышленности на 10 % инвестиции в реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более чем на 25 %. И это при том, что сегодня мы имеем 70 - 90 процентный уровень изношенности основных фондов большинства российских промышленных предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий - ключ к решению экономических проблем России. Предельно ясно, что здесь без инвестиций в основные фонды не обойтись.

В свое время именно лизинг был предложен и поддержан правительством, как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства.

Сегодня он таким и остается, только теперь этот инструмент более выверен и отлажен, а в проекте закона "О лизинге" он определен как вид именно инвестиционной деятельности.

В кажущейся, на первый взгляд, сложности лизинговой сделки, на самом деле, заложена предельная простота и ясность взаимоотношений всех ее участников. Здесь каждый занимается своим делом: лизингополучатель с максимальной отдачей эксплуатирует поставленное оборудование и тем самым обеспечивает стабильность (экономическую и социальную) собственного предприятия. Поставщик оборудования обеспечивает комплектность поставки и гарантийное обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением кредитного договора, страховая компания оценивает риски сделки и отслеживает момент наступления страхового случая, а лизингодатель следит за правильностью использования лизингового оборудования и исправностью поступления лизинговых платежей. Именно на последнем, замыкаются все нити сделки. В результате, лизингополучатель с его ограниченными свободными финансовыми ресурсами не утруждает себя заботой поиска кредита в банке, относит приобретаемое оборудование на себестоимость продукции, причем по ускоренной в три раза амортизации и по расчетам специалистов, подтвержденным практикой, экономит 15 - 20 % от стоимости оборудования. Банк, или кредитное учреждение, получает гарантии возврата кредита и процентов по нему в виде реально существующего и исправно работающего оборудования. Лизинговая компания, как координатор интересов всех сторон сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от лизингополучателя.

В настоящее время лизинг в основном ориентирован на работу с солидными в финансовом и экономическом отношении или обладающими высоким социальным статусом лизингополучателями. Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" работает на уровне краевых и городских больниц. Эти медицинские учреждения платят 20 % предоплаты от стоимости оборудования и получают его в свое пользование с условием полной оплаты поставки в течение 2 - 10 лет. Обычно это оборудование первой необходимости, без которого невозможна современная диагностика при лечении детей, больных старшего возраста. Все оказываются в выигрыше от лизинга, и прежде всего - больные. Сплошь и рядом из-за отсутствия диагностического оборудования больных вынуждены направлять на обследование в больницы и поликлиники, зачастую находящиеся за сотни километров от их местожительства, где и своих больных сверх меры. Многие вынуждены оплачивать такие поездки за свой счет, выкраивая из далеко не богатого семейного бюджета последние рубли.
Для региональных администраций это важнейший вопрос социальной политики. Ведь в данном случае поставляется высококачественное и высокопроизводительное оборудования, гарантирующее самый широкий охват пациентов, и, следовательно, доступность медицинских услуг для всех слоев населения. Многие руководители регионов нас понимают и поддерживают. Они выступают гарантами во взаимоотношениях лизингополучателя с лизинговой компанией. Хотя, существующая сегодня практика формирования бюджетов всех уровней предусматривает финансирование только жизненно необходимых затрат.

В условия лизинга, как минимум, входит доставка оборудования заказчику, монтаж, пуско - наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение года, обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре, как в крупнейших клиниках Москвы, России, так и за рубежом. При этом оплата обучения учитывается в стоимости оборудования.

Основу законности сделок по лизингу оборудования до недавнего времени составляли глава в Гражданском кодексе (где лизинг именуется исключительно как финансовая аренда), да ряд постановлений правительства России и инструктивных писем финансовых и экономических ведомств. Нормативная база при отсутствии сильных традиций лизинга в России "по определению" грешит неопределенностями и противоречиями, усложняет схемы сделок и допускает вольность толкования тех или иных действий участников сделки фискальными органами. Это делает российский лизинг бизнесом с высокими рисками и отпугивает реальных инвесторов как российских, так и зарубежных.

В июне-июле, с незначительным разрывом по времени, прошли второе и третье чтения федерального закона "О лизинге". Более чем затянувшийся срок подготовки второго чтения был вызван не столько большим количеством поправок (их поступило около 300), сколько значительной остротой и противоречивостью содержавшихся в них предложений. Одни настаивали на том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых отношений и самостоятельный закон не нужен, другие пытались описать в законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали основной упор на вопросы амортизации оборудования и недвижимости, настаивали на законодательном закреплении или развитии существующей но часто не работающей, системы льгот для лизинговых компаний, четвертые пугали этими льготами, подрезающими, по их мнению, принципы конкуренции и т. д.

Разработчиками закона была сделана попытка согласовать большинство, подчас противоречивых, мнений, что позволило подойти ко второму чтению с проектом, который, по мнению многих депутатов и специалистов, стал более содержательным, более юридически выразительным и нормативно строгим.

В принципе, ратификация в начале 1998 года нашим парламентом конвенции УНИДРУА позволяет работать лизинговым компаниям на внешнем рынке в соответствии с международными требованиями. Но несоответствие нормам конвенции норм лизинговой деятельности внутри страны не дает возможности в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в этой конвенции, повышает риски иностранных инвесторов, что неизбежно влечет за собой удорожание инвестиционных проектов для российского участника. И здесь речь идет, прежде всего, о защите прав инвестора, то есть того, кто "за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю... во временное владение и пользование с переходом или без перехода..." к последнему права собственности на этот предмет. Собственно говоря, вся вторая глава закона, а это треть всего его объема, посвящена именно этой проблеме и является его основой (экономика лизинга в той или иной мере уже была прописана в различных нормативных актах правительства и в основном эти нормы опробованы на практике).

Она настолько подробно описывает весь процесс заключения и реализации сделки, что уже сейчас, до принятия закона, может служить ориентиром для многих участников рынка. Еще важно то, что многие нормы этой главы можно трактовать как нормы прямого действия.

В силу специфики предмета закона ("по экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям") он неизбежно вторгается в сферу кредитно - денежных и финансовых отношений. Здесь, очевидно, потребуется внесение изменений в гражданский, налоговый и таможенный кодексы. Учитывая, что это достаточно сложная процедура, разработчики закона постарались как можно подробнее, и в соответствии с действующим законодательством, прописать весь перечень инвестиционных затрат, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга, порядок взаиморасчетов, механизм ускоренной амортизации и пр. Теперь, по нашему мнению, внесение поправок в указанные законодательные акты во многом будет "делом техники".

В России пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но все предпосылки к этому, на наш взгляд, имеются. По крайней мере, динамика объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет на это надеяться. И здесь мы, конечно, рассчитываем на государственную поддержку, формы которой наработаны мировым опытом и отечественной практикой.

К сожалению, в силу чисто технических причин, в законе напрямую не нашли отражение вопросы лизинга в сфере малого и среднего бизнеса. Единственное, что нам удалось, это включить физических лиц в состав возможных участников лизинговых сделок. Хотелось бы, чтобы более четко и подробно были определены нормы, касающиеся лизинга недвижимости, страхования сделок.