Анонсы новостей

Преимущества лизинга при покупке авто

При покупке автомобиля, особенно дорогих и престижных моделей автовладелец вынужден взять кредит. Более быстрым и дешёвым способом покупки автомобиля может быть лизинг. Покупка недорогих авто в лизинг возможна без внесения залоговой стоимости. Догово...

Читать полностью

Коммерческий автомобиль в оперативный лизинг
23.04.12 06:35

altПоявление оперативного лизинга автомобилей в России привело к новым возможностям в решении транспортных задач предприятий. Теперь компания рассматривает различные альтернативы. Купить за собственные средства, в кредит или взять в финансовый лизинг и самостоятельно заниматься обслуживание автопарка или передать этот функционал на аутсорсинг. Идеальных универсальных решений не существует. Поэтому каждый решает самостоятельно, каким путем ему развиваться. Но факт появления оперативного лизинга в России, о котором еще два три года назад говорили просто как о популярном западном инструменте, говорит о прогрессивном развитии лизингового рынка в целом. Потребителям осталось только разобраться во всех его тонкостях, преимуществах и недостатках, которые их ожидают.

Зачем расставаться со своим?

Отсутствие желания у предпринимателей использовать возможности аутсорсинга вызвано двумя причинами. Во-первых, они рассматривают транспортные средства как актив компании. Во-вторых, считают, что собственное подразделение более контролируемо. Первая причина особенно развита среди малого бизнеса. Основные активы крупных компаний – это оборудование для основного производства, недвижимость, персонал и многочисленные нематериальные активы (бренд, товарные марки, знания и навыки компании). Поэтому они с легкостью расстаются с собственным автопарком, понимая, что это лишь отягощает их баланс (особенно, если транспорт приобретается в кредит) и вынуждает заниматься непрофильным бизнесом с привлечением дополнительных сотрудников и ресурсов.

Вторая причина зачастую тоже во многом беспочвенна. Если ваш флит-менеджер некачественно сработает (не организует вовремя техническое обслуживание автомобиля или не продлит страховку), это может привести к остановке деятельности компании. Каковы будут ваши действия? Уверен, что большинство из вас просто «вызовет его на ковер». Между Вами действуют отношения начальник-подчиненный. К тому же российские сотрудники, отвечающие за закупки, пока все еще «болеют откатами». Отдавая на аутсорсинг, вы можете прописать наиболее важные для вас моменты в договоре с аутсорсером, и в этом случае возникает совершенно другая ответственность. Кроме того, с лизинговой компанией вас будут связывать партнерские отношения, а учитывая пока еще низкий спрос в России на услуги оперативного лизинга и относительно высокую конкуренцию среди ведущих компаний, лизинговая компания заинтересована предоставлять максимально качественные услуги и обеспечить высокий уровень сервиса.

Что передают в оперативный лизинг?

Наиболее развит пока оперативный лизинг легкового автотранспорта и малых коммерческих автомобилей (класса Renault Kangoo, Peugeot Partner, Volkswagen Caddy). Грузовой автотранспорт и автобусы в оперативный лизинг предлагают нечасто, и в основном занимаются этим компании, специализирующиеся на производстве или продаже такой техники. Это связано, как и с возможностями лизинговых компаний, так и с потребностями потенциальных клиентов.

Коммерческий транспорт приобретают: перевозчики (как грузовые, так и пассажирские); компании, оказывающие сервисные услуги; компании рынка FMCG, для своих торговых представителей; и другие предприятия, использующие транспорт в собственных нуждах, как под основное производство, так и для перевозки сотрудников. Перевозчики не заинтересованы в данном продукте, поскольку их основные компетенции тоже заключаются в эффективном обслуживании парков и денежная экономия от передачи парка сторонней организации будет не столь существенной. Кроме того, лизинговые компании, зная, как эксплуатируются данные автомобили, и в каком состоянии они могут их получить обратно, неохотно работают с данным сегментом. Вот остальные категории клиентов более привлекательны. Да и для них сотрудничество будет более эффективным. Во-первых, они смогут устранить у себя лишнее направление и связанные с ним расходы. Если у компании большой парк достаточно одного человека, который будет курировать деятельность лизинговой компании и следить за оплатой ежемесячных счетов по договорам лизинга. В то время как к самостоятельному содержанию автопарка пришлось бы привлекать значительно больше сотрудников и заниматься регистрацией автомобилей, страхованием, техническим обслуживанием и т.п. Нагрузка на бухгалтерию тоже была бы значительно выше. Во-вторых, благодаря возможностям лизинговой компании, ее опыту и связям, клиент может получить значительную экономию. Лизинговые компании уже давно научились эффективно работать со своими контрагентами и партнерами, добиваясь от них низких цен на покупку транспорта, страхование, сервисное обслуживание. И наконец, вы никогда не останетесь без транспорта, поскольку компании, профессионально занимающиеся оперативным лизингом, предоставляют своим клиентам подменный автомобиль на время ремонта основного.

В то же время, ситуация с оперативным лизингом грузового транспорта и автобусов немного другая. Чтобы качественно обеспечивать услуги оперативного лизинга такой техники, лизинговой компании необходимо иметь соответствующие компетенции и ресурсы, а также определенный парк подменной техники. К сожалению, большинство лизинговых компаний этим не располагает и, учитывая низкий спрос на подобный продукт, считают пока не целесообразным его развитие. Гораздо больше возможностей в этом плане у производителей, именно на их базе и могут появляться компании, которые будут оказывать услуги оперативного лизинга тяжелого коммерческого транспорта.

Синергетический эффект.

Основное преимущество оперативному лизингу дает синергия его участников. Автопроизводитель заинтересован в работе с одним клиентом, который не только покупает у него большие партии автомобилей, но и загружает сервис. Страховая компания тоже получает клиента с огромным диверсифицированным парком. И в дополнение грамотно организованные бизнес-процессы и логистика внутри лизинговой компании позволяют получать клиентам значительную денежную экономию от использования оперативного лизинга.

Сейчас осознание подобного эффекта начинает постепенно приходит к участникам. Производители и страховые компании, понимая собственные преимущества от сотрудничества с лизинговой компаний, начинают предлагать более выгодные условия.

Финансовый или оперативный лизинг?

Чтобы оставаться конкурентоспособными лизинговым компаниям нужно развивать оба продукта. Лизинговая компания «СТОУН-XXI» оказывает услуги финансового лизинга и при этом в компании «СТОУН-АВТО» идет активное развитие оперативного. А предприятиям, использующим транспорт в своем бизнесе, остается принимать решение, что для них выгоднее финансовый лизинг и собственный флит-отдел или оперативный.

И все же потенциал оперативного лизинга не вызывает сомнения. Если его развитие продолжится аналогичными темпами и, если произойдут определенные положительные изменения в законодательстве, вероятнее всего, доля оперативного лизинга в России через несколько лет достигнет уровня Западной Европы и США.