Анонсы новостей

Преимущества лизинга при покупке авто

При покупке автомобиля, особенно дорогих и престижных моделей автовладелец вынужден взять кредит. Более быстрым и дешёвым способом покупки автомобиля может быть лизинг. Покупка недорогих авто в лизинг возможна без внесения залоговой стоимости. Догово...

Читать полностью

Причины популярности лизинга автомобилей в США
18.07.12 01:19

altВопросы о лизинге автомобилей в США, а также подводные рифы и тонкости этого процесса расскрывает топ-менеджер компании Dunhill Group LTD - Ян Черток...


Даже в Америке, где лизинг автомобилей является основным инвестиционным инструментом, и на его долю приходится более 30% инвестиций, не так уж велики налоговые льготы компаний-лизингодателей. Сегодня самым популярным в США является лизинг автомобилей, и тому есть веские причины. В США лизинг автомобилей является в большинстве своем не финансовым, а оперативным. Уровень развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки определяется простым фактом - количеством ассоциаций, участников лизингового рынка автомобилей. Их всего пятнадцать. Наиболее известные из них это Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско и Американская ассоциация лизинга автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне.


С вопросами о лизинге автомобилей в США, а также подводных рифах и тонкостях этого процесса мы обратились к топ-менеджеру Dunhill Group LTD Яну Черток. Нам были интересны подробности непосредственного лизинга автомобилей в США, а именно - суть различий открытого и закрытого арендного договора. Так в США классифицируют оперативный лизинг автомобилей. Ян Черток рассказал о некоторых уловках недобросовестных дилеров по отношению к потенциальным лизингополучателям. Ян Черток считает, что прежде, чем вникать в тонкости ценообразования лизинга автомобилей в США, необходимо получить общие представления о рынке лизинговых услуг Соединенных Штатов Америки. Изучить порядок учетной классификации лизинговых сделок по стандартам США.


Капитальный лизинг – это продажа оборудования на условиях рассрочки. Фундаментально, оперативный (или истинный) договор лизинга отличается от капитального определенными критериями, которые определяются стандартом финансового учета США «FASB-13». Основной принцип данного стандарта - объем рисков и выгод, передающихся от лизингодателя к лизингополучателю.
Рассмотрим эти критерии оперативного лизинга:
- отсутствует автоматический переход права собственности (юридического титула) от лизингодателя к лизингополучателю в конце сделки, а поэтому в договоре лизинга не предусмотрена продажа оборудования лизингодателем и покупка оборудования лизингополучателем по какой-либо фиксированной цене;
- срок договора лизинга не превышает 75% полезного срока службы оборудования;
- текущая стоимость платежей по договору лизинга не должна превышать 90% рыночной стоимости оборудования.

Для целей налогообложения критерии строже, чем требования стандарта «FASB-13», но суть остается такой же:

- лизингодатель рискует минимум 20% стоимости автомобиля;
- лизингополучатель имеет право на выкуп автомобиля по цене не ниже остаточной стоимости, которая должна составить минимум 20% от первоначальной суммы;
- лизингодатель должен доказать прибыльность сделки по договору лизинга даже при отсутствии налоговых льгот.

Если сравнивать лизинговые системы промышленно развитых стран и России, например, с американским договором лизинга автомобиля, то интересны следующие моменты. В Великобритании, так же как и в США принята англосаксонская система, базирующаяся на понятии экономической собственности (стандарт SSAP-21), но отсутствует право приобретения автомобиля по завершении договора лизинга. Во Франции, которая является типичным примером континентальной системы права, имеется отдельное законодательство о лизинге автомобилей. Концепция передачи экономической собственности на лизинговое оборудование во Франции неприменима в принципе. Россия не так давно стала развивать направление лизинга автомобилей, но в настоящий момент объектом сделки по лизингу может быть оборудование или автомобили, которые используются в коммерческих целях. Этот факт и отсутствие положительных кредитных историй у россиян серьезно ограничивает участие частных лиц в качестве лизингополучателей.

Поскольку интерес все-таки представляют конкретные расчеты лизинговых платежей и несомненная выгода оперативного лизинга автомобилей по сравнению с простым кредитом, мы обратились за подробными разъяснениями к специалистам отдела продаж компании Dunhill Group LTD, которые квалифицированно и в развернутой форме предоставили нам следующую информацию.

Банки самостоятельно не имеют возможности заниматься сделками по договору лизинга автомобилей – за них это делают дочерние холдинговые компании. Но это происходит только в том случае, когда лизинг автомобиля является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Проще говоря, для банка остаточная стоимость автомобиля по договору лизинга должна быть равна нулю – это увеличивает платежи лизингополучателя. Кроме того, банк (или филиал) не может предлагать услуги по ремонту и поддержке технического состояния автомобиля. Банк обычно финансирует сделку по договору лизинга, давая возможность получить выгоду и клиенту и дилеру. 


Решающую роль в выгодном для клиента ценообразовании и сервисе договора лизинга автомобиля играет «франшизный» дилер или лизингодатель. Лизингодатели берут на себя реальный риск остаточной стоимости автомобиля, поскольку при закрытой форме лизингополучатель просто возвращает машину по окончании срока договора лизинга автомобиля в любом состоянии. Нести такие риски дилеру помогает развитый вторичный рынок подержанных автомобилей в США.



По мнению топ-менеджера Dunhill Group LTD Яна Черток, взять американский автомобиль в лизинг однозначно выгоднее для будущего его владельца, чем при покупке того же авто за счет обычного кредита в банке. Ян Черток привел нам пример расчета на типичный американский автомобиль, выбранный потенциальным покупателем самостоятельно в любом подходящем ему месте продажи. Рассматривался американский автомобиль с базовой стоимостью 20000 $. При любой форме аренды или договора лизинга через определенный промежуток времени первоначальная стоимость машины изменится - на любую модель автомобиля существуют жесткие нормы амортизации или обесценивания. Подобный американский автомобиль потеряет за два года в стоимости 8000$. Пока примем эту сумму без учета обычного ежегодного пробега автомобиля, цифра которого очень существенно может изменить сравнительные расчеты.

В случае покупки американского автомобиля первоначальный взнос составит около 10% - 2000$. Следовательно, на оставшуюся сумму в 18000$ покупатель сможет взять кредит или ссуду в банке. Его ежемесячные расходы в течении двух лет – это погашение ссуды плюс проценты по обслуживанию кредита. 

В случае заключения с дилером договора лизинга на те же два года, речь идет о заимствовании не 18000$ или 20000$ за тот же американский автомобиль - первоначального взноса может и не быть либо он совсем небольшой. Покупатель заимствует лишь ту сумму, на которую американский автомобиль обесценится за два года – это 8000$. Соответственно ежемесячные платежи будут на 30-50 % меньше. 

В результате, по прошествии двух лет, есть выбор из трех вариантов - можно отдать ключи от американского автомобиля лизингодателю, переоформить договор лизинга или аренду на остаточную стоимость автомобиля сроком опять же на два года, или просто выкупить его по остаточной стоимости. Прямые плюсы и выгода – при лизинге автомобиля можно позволить себе более дорогой американский автомобиль, сэкономить на налогах и существенно снизить ежемесячные платежи.

По словам топ-менеджера Dunhill Group LTD Яна Черток, кроме того, что в начале действия договора лизинга покупатель обычно оплачивает первый месяц аренды, гарантийный депозит и первоначальный взнос (если такой вообще будет), ему будет необходимо оплачивать ежегодную процентную ставку около 9% в год и автомобильную страховку. Также очень сильно повлияют на выгоду сделки по договору лизинга два условия, при несоблюдении которых расходы увеличатся. Во-первых, лизинг обычно ограничивает годовой пробег автомобиля 12-15 тыс. миль – все превышения будут оплачены покупателем сверх расчетных платежей. Во-вторых, при досрочном расторжении договора лизинга обычно уплачивается дополнительная компенсация лизинговому дилеру, и эта сумма может быть немалой. Просто следует внимательно просчитать эти моменты или обратиться за разъяснением в компанию с надежной репутацией и профессиональными сотрудниками прежде, чем принимать решение – договор лизинга автомобиля или покупка в кредит.