вСтрахование

Конец лизинговой романтики


altПоволжские лизинговые компании, ранее активно привлекавшие кредитные ресурсы, теперь столкнулись с урезанием банковского финансирования и ростом процентных ставок. В результате объем сделок финансовой аренды автотранспорта стал резко сжиматься, а предпочтение отдается наиболее надежным клиентам.

Еще летом этого года региональные лизинговые компании Поволжья (ЛК) активно продвигали услуги автолизинга на рынке финансовой аренды. Средства массовой информации и интернет-сайты пестрели от рекламы, обещавшей лизингополучателям оформить авто чуть ли не за 10 минут после их обращения в офис ЛК. Более того, машины предлагались даже такой высокорисковой категории клиентов, как физические лица. И вот, когда грянул кризис, все резко стихло, рекламы ЛК практически нигде не видно, а многие лизингополучатели получают «от ворот поворот».

Причина такой печальной картины кроется в ужесточении условий работы банков с лизинговыми компаниями, которые активно пользовались заемными средствами (см. диаграмму 1). Как рассказал нашему журналу Юрий Токарев, генеральный директор компании «Эконом Лизинг плюс» (Саратов), банки сейчас не проявляют активности и правильно делают, ибо ожидают достижения «дна» кризиса, чтобы было от чего оттолкнуться. «Лизинговые компании не относятся к самой желанной категории заемщиков, так как реально собственными активами не обладают. И это в «спокойные» времена. А сейчас, пока не наступило понимание, кто и как будет «болеть» из предприятий реального сектора экономики, снабжать нас ресурсами никто не торопится», — посетовал г-н Токарев.

Естественным итогом финансового голода ЛК стало свертывание рисковых программ, а также более пристальное внимание к финансовой состоятельности клиентов. Помимо прочего, ранее лизингодатели спокойно заключали сделки по финансовой аренде машин на три года, но уже начиная с нынешнего лета прослеживается тенденция сокращения сроков (см. диаграмму 2). И хотя автотранспорт является ликвидным предметом лизинга, теперь «добро» на него может получить лишь та компания, которая, по расчетам лизингодателя, имеет больше шансов удержаться «на плаву».

Поток стал ручейком

Нельзя сказать, что банки полностью перестали кредитовать лизинговые компании. Но вот что происходит сейчас в этой сфере: кредитные организации проводят более жесткий анализ кредитоспособности лизингодателей, обращаясь к ним с «просьбой» предоставить подробные бюджеты по развитию бизнеса и движению будущих денежных потоков.

Так, по словам Искандера Маслахутдинова, генерального директора ЛК «Лизинг-Трейд» (Татарстан), банки теперь диктуют лизинговым компаниям новые правила, по которым происходит реальное повышение процентных ставок, увеличиваются сроки рассмотрения кредитных заявок и сокращаются объемы финансирования. «Вероятнее всего, банки будут всеми силами сокращать свои кредитные риски и отдавать предпочтение компаниям со стабильным финансовым положением, кредитуя наименее рискованные сферы бизнеса», — считает г-н Маслахутдинов.

Аналогичное мнение и у Ларисы Ефремовой, партнера группы БДО «Юникон» (Москва): «Те компании, которые не успели привлечь финансирование до кризиса, вынуждены будут получать кредиты уже по новым, повышенным ставкам. На данный момент коммерческие банки предлагают заемные средства под 18 процентов годовых и выше. Столь высокий процент неизбежно приведет к удорожанию лизинговых платежей». Что касается действующих кредитных договоров, то, по мнению г-жи Ефремовой, увеличение ставок если и произойдет, то на 1−2% – не больше.

Однако государство начало накачивать кредитные организации ликвидностью, в том числе выставляя на аукционы значительные суммы денег, не требуя залогового обеспечения, и региональные банки получили к ним доступ. Кроме того, местные банкиры в приватных разговорах, а некоторые и в открытую, признают, что у них самих есть средства. В связи с этим мы задали нашим респондентам вопрос: в условиях региона местные банки продолжат кредитовать лизингодателей «по знакомству», лично зная директоров ЛК и состояние их бизнеса? Но ответы не содержали оптимизма.

«Нет сейчас знакомств, способных выступить гарантами надлежащего качества бизнеса, — заявляет Юрий Токарев, — условия изменились. Но мы их не знаем, потому что банки нам о них не сообщают. Может быть, и есть у них те самые заветные мешки с деньгами, но для нас их пока не развязали». В итоге кризис бьет по конечному потребителю – лизингополучателю.

Услуги для избранных

Искандер Маслахутдинов считает, что приоритетным направлением рынка финансовой аренды в ближайшее время станет лизинг автотранспорта. «Привлекательность данного сегмента обусловлена высокой ликвидностью предмета лизинга и относительно низкой стоимостью разовой сделки. Кроме того, мы прогнозируем увеличение заинтересованности в нас со стороны компаний, которые не смогли получить кредит в банках», — поделился своими соображениями наш эксперт.

Действительно, потребности предприятий различных отраслей в обновлении автопарка возрастают. Но чем на этот рост смогут ответить ЛК? Меньше денег – меньше сделок, вот по такой формуле приходится жить сейчас лизинговым компаниям, а безопасность вложений стоит для них сейчас на первом месте. А потому, как признает г-н Маслахутдинов, отсекаются рискованные сделки и предлагаются лояльные условия финансирования для тех предприятий, которые отвечают необходимым требованиям надежности и платежеспособности. «Основной упор мы будем делать на ограничении списка потенциальных клиентов по отраслевому признаку, а также ликвидности приобретаемого имущества и контроле над своевременностью поступления текущих лизинговых платежей», — рассказал он. Более осторожную оценку ситуации дает Эдгар Храмов, начальник отдела экономики и финансов компании «КамАЗ Лизинг». По его словам, существенных изменений в их работе не произойдет. «Мы будем предлагать клиентам весь модельный ряд автомобилей производства ОАО «КамАЗ» и спецтехники на условиях, определяемых рынком, то есть в соответствии с существующими ставками привлечения финансирования», — сказал г-н Храмов. Еще он отметил, что при отборе потенциальных клиентов приоритеты будут отданы в первую очередь предприятиям с устойчивым финансовым состоянием.

В связи с этим возникает вопрос: а если речь идет о самих ЛК, какие из них более устойчивы в условиях кризиса – местные или федеральные?

Кому меньше достанется?

По мнению Ларисы Ефремовой, крупные ЛК, которые успели получить финансирование от российских и зарубежных банков, находятся в более выгодном положении, потому что деньги у них уже есть, оборудование приобретено, и клиенты его используют. «Помимо прочего, они всегда имели преимущество перед средними и мелкими, так как могли получить кредиты под залог больших объемов лизингового имущества, лизинговых платежей, применить такие редко используемые финансовые инструменты кредитования, как секьюритизация, выпуск евробондов, кредитные ноты и т.д.», — дала свою оценку ситуации г-жа Ефремова. Региональные компании, не имея такой возможности, прибегали к краткосрочным или среднесрочным кредитам с их последующей пролонгацией. А в период финансового кризиса они будут вынуждены привлекать займы по новым, более высоким ставкам. Однако есть свои преимущества и у регионалов: они могут более оперативно менять схемы работы с клиентом, а также лучше разбираются в местных проблемах.

Многие аналитики рынка считают, что произойдет рост сделок слияния и поглощения на рынке лизинга, и федералы начнут поедать местных. Но не все это мнение разделяют. «Поглощать де-юре – нереально, — считает Юрий Токарев, — по бухгалтерско-налоговым аспектам казуистика невообразимая. Через переход сотрудников и сдачу клиентской базы – да, возможно». Очевидно, что после того, как кризис схлынет, уйдут компании, проводившие наиболее рискованную политику, а на освободившееся место придут те, кто был осторожен. Кто именно – это покажет время. Но сейчас, по-видимому, для всех ЛК немаловажным вопросом становится состояние отечественного автопрома.

В условиях кризиса лизинг будет оставаться тем инструментом, посредством которого автопроизводители смогут увеличить объемы реализации своей продукции, а стало быть, спрос на лизинговые услуги как минимум сохранится. Конечно, в связи со снижением темпов роста финансирования в ближайшее время произойдет и некоторое снижение объемов выпуска продукции российских автозаводов, но не настолько, чтобы появился недостаток отечественных машин. Борьба за привлечение клиентов продолжится.

«На фоне рисков неплатежей и тотального дефицита денежной массы любые новые денежные потоки будут только приветствоваться, и российские автозаводы не откажутся от сотрудничества с любыми ЛК, которые способны и готовы обеспечить оплату лизингового оборудования, — считает Лариса Ефремова. — При этом предпочтение будет отдано авансовым платежам в максимальном размере».

Не навреди

Основная проблема, возникающая из-за сокращения объема сделок по автолизингу, заключается в том, что в результате пострадает ряд важных отраслей, плотно на них завязанных, таких, к примеру, как автопром, строительство и автоперевозки. Много говорилось об их государственной поддержке, а на деле принимаются меры, которые лишь усугубляют их нелегкое положение. К таковым можно отнести новый федеральный закон №158−ФЗ от 22 июля 2008 года, отменяющий с начала 2009 года (в разгар кризиса!) применение коэффициента 3 к амортизируемому имуществу 1−3 амортизационной группы, в которую входит и автотранспорт. Поэтому, выражает опасение Лариса Ефремова, существует вероятность того, что ЛК, в которых доля автолизинга значительна, потеряют часть своих клиентов, поскольку не будет возможности снизить налоговую нагрузку как лизингополучателям, так и лизингодателям. «Прежде всего пострадают малые и средние предприятия, для которых небольшое колебание стоимости в сторону увеличения существенно сказывается на развитии бизнеса», — считает эксперт. Конечно, когда закон разрабатывался, никто не думал, что ситуация так резко изменится. Но сейчас, судя по всему, стоит приостановить вступление его в силу до лучших времен – у ЛК хватает и других проблем.

Кредитные организации сегодня получают средства от государства, и сидеть на них, беспокоясь только за собственную безопасность, нельзя, нужно поддерживать и реальный сектор экономики, в котором важную роль играет финансовая аренда. А значит, несмотря на сжатие рынка лизинговых услуг, банкам и лизингодателям стоит поторопиться с разработкой новых схем взаимодействия. И как бы тут снова не пришлось вмешаться государству, чтобы подстегнуть такой нужный процесс. Но лучше не дожидаться этого момента, а действовать самим.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *