вУсловия лизинга

Лизинг нам ездить и строить помогает


altВ лизинговом бизнесе вновь заметен крен в сторону сделок с автомобильной и специальной техникой. Это означает, что в 2007 году многие игроки так и не сумели провести диверсификацию своих портфелей, усилив акценты на лизинг оборудования.
Причин несколько. Начнем с общеэкономической ситуации в РФ. При кажущемся благополучии в отечественной промышленности, тем не менее, заметные закупки оборудования проводят в основном крупные компании. Однако целый ряд российских компаний в 2007-м увлекся приобретением предприятий за рубежом, что снизило ресурсы для обновления дочерних предприятий на территории РФ.
Кроме того, на эти рынки в 2007-м нацелились специализированные лизинговые компании, созданные при участии дружественных монополистам банков. Соответственно, они развивают специальные программы финансирования лизинговой деятельности. В результате универсальные компании вынуждены были отступить на региональные позиции. А в субъектах СЗФО по-прежнему доминирует спрос на автолизинг, где зафиксированы самые высокие темпы развития.
Лизинг промышленного оборудования развивается в локальных зонах. Более того, если закупается импортное оборудование, то обеспечение финансовых схем его приобретения нередко диктуется самими зарубежными производителями. Лизинг для них — часть общей стратегии сбыта. Поэтому на Северо-Западе практически не появляется новых лизинговых компаний. А в перспективе ожидают процесс их слияния и поглощений.

Скоринговое ускорение

Конкуренция заставляет универсальные лизинговые компании в 2007-2008 гг. развивать информационные технологии, без которых сложно внедрять программы с упрощенной оценкой бизнеса лизингополучателя. Скоринговые программы позволяют увеличить объем сделок по небольшим проектам.
По сути, это означает развитие продаж лизинговых услуг в розницу. Этот сегмент рынка стал зарождаться в Петербурге в конце 2005 года. Среди пионеров на нем можно назвать компании `Глобус-Лизинг` и `Интерлизинг`.
В 2007-2008 гг. темпы увеличения объемов скоринговых программ эксперты называют достаточно высокими: отмечен, как минимум, полуторакратный рост. Это у тех компаний, кто начал работать по скоринговым программам одними из первых. А у новых игроков увеличение этого рост в 2007-м зафиксировано в 6-8 раз. В целом это приведет к солидному увеличению в 2008-2010 гг. доли средних компаний в лизинговых портфелях.
Правда, этих клиентов вряд ли можно будет назвать постоянными. Тем не менее зависимость от `якорных` контрактов значительной части петербургских лизинговых компаний должна снизиться.
В 2007-м рынок лизинга расширился во многом благодаря тому, что банки начали уделять больше внимания лизинговым проектам. И финансовые ресурсы кредитных организаций для их обеспечения стали доступнее. Кризис ликвидности заставляет банки в 2008-м корректировать прошлогодние программы и ставки по лизинговым договорам — они уже выросли на 1-2%.
Поиск ресурсов заставляет ряд лизинговых компаний выходить на рынок капитала. Например, в ООО `Прогресс-Нева лизинг` в III квартале 2008 года планируют разместить облигационный заем на 1 млрд руб. с офертой на 1 или 1,5 года и сроком обращения 3 года.
Не исключено, что кризис ликвидности российских банков замедлит темпы роста лизингового рынка в 2008 году. Однако постепенно его начнет разогревать конкуренция с автокредитованием, которое все шире охватывает рынок закупок не только легковых иномарок, но и коммерческого транспорта.
Кроме того, на российский рынок выходят `дочки` иностранных банков, специализирующихся на автокредитах для совместного с автоконцернами продвижения определенных марок автотехники. Так что надолго задирать планки ставок лизинговым компаниям на Северо-Западе не получится.

Спецтехника под федеральные программы

Активизация строительства повысила спрос на лизинг спецтехники. По оценкам участников рынка, ее закупки в 2007 году выросли втрое. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в 2008-м. Было бы наивно полагать, что ее подталкивает реализация национального проекта `Доступное жилье`.
Основной стимул — крупные проекты за счет федерального финансирования (прежде всего, развитие объектов транспортной инфраструктуры). Соответственно, в лизинг чаще всего берут машины для землеустроения (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики). На втором месте — подъемная техника и оборудование для бетонных работ (насосы, миксеры).
Там, где имеются такие объекты, объем лизинговых сделок растет как на дрожжах. Именно поэтому оказались не правы те эксперты, кто предсказывал торможение компаний, сконцентрировавшихся исключительно на петербургском рынке. Он оказался по-прежнему урожайным, что отмечают, в частности, в `Петербургской лизинговой компании` и `Прогресс-Нева Лизинг`. Это даже притормозило реализацию программ региональной экспансии целого ряда лизинговых компаний.
В целом в 2007 году объем рынка лизинга строительной техники в Петербурге удвоился. В СЗФО они оказались ниже — на уровне полуторакратного роста (данные получены по результатам работы полусотни фирм, для которых такие услуги объявлены профильными, — на самом деле компаний гораздо больше).
Соответственно, доля строительной техники в портфеле могла увеличиться в 3-5 раз по сравнению с 2006 годом. Высокие темпы развития ожидают и в нынешнем году.
По оценке специалистов компании `Прогресс-Нева Лизинг`, объем рынка лизинга строительной техники в Петербурге в 2007 году составил около 25 млрд рублей. Это около половины от всех объемов закупок строительной техники.
Развивается и такой вид услуг, как аренда строительной техники. Под него, в частности, в ГК `Интерлизинг`, создана компания Rental Group — для управления арендными активами. В развитие этого направления владельцы уже вложили свыше 500 млн руб. В состав группы входят такие компании, как Rental Units (аренда автомобильных кранов) и Rental Tech (аренда стройтехники).

Логистика и социальные задачи

Еще один фактор развития сегмента спецтехники — увеличение объемов закупок общественного транспорта в Петербурге и крупных городах Северо-Западного округа. В 2008-м процесс финансовой поддержки предприятий — владельцев такого подвижного состава может быть одобрен решениями Минтранса РФ, и Минэкономразвития Российской Федерации.
Выдвинута идея субсидирования двух третей процентных ставок по кредитам на закупку транспорта или лизинговых платежей. Это должно решить проблему обновления парка автобусов, троллейбусов и трамваев.
Сейчас в Росси, в частности, планируется закупить около 8 тыс. автобусов. Только это не позволит полностью удовлетворить спрос на них. Льгота должна увеличить объемы закупок. Однако реализации на практике этого решения пока противодействуют в Минфине Российской Федерации, полагая, что она нанесет удар по множеству малых частных перевозчиков, доля в перевозках которых за последние годы увеличилась в целом по автотранспорту до 30-35% от всех автоперевозчиков, хотя еще пять лет назад она не превышала и 5%.
Формально в Министерстве финансов ссылаются на то, что правовые основания для предоставления денежных средств из федерального бюджета в настоящее время отсутствуют.
Правда, оборону Минфина РФ могут и обойти: достаточно принять аналогичные законы на уровне субъектов РФ. К этому уже почти готовы в правительстве Москвы. В Петербурге аналогичные льготы могли бы получить те компании, которые выиграли городской конкурс на обслуживание маршрутов.
Рынок закупок автотехники развивается также благодаря логистическим проектам. В частности, в 2007-м компания `Глобус-Лизинг` передала в операционный лизинг сотню автомобилей для фабрики `Дирол Кэдбери`, а недавно стало известно о новом заказе для нее же — еще на 160 автомобилей.
Все это указывает на то, что на рынке будут действовать две противоположные тенденции: с одной стороны — среди лизинговых компаний усилится попытка на волне спроса на автотехнику поднять стоимость услуг. Это может обернуться снижением темпа роста этого сегмента рынка в 2008-м.
С другой — произойдет усиление конкуренции с автокредитованием и выход на рынок западных игроков. А это заставит лизингодателей в конце года умерить аппетиты. В таком случае следует ожидать новую волну спроса на лизинговые программы.

Мнения специалистов

Станислав Петрович Ким,
генеральный директор компании `Прогресс-Нева Лизинг`:
— Компания `Прогресс-Нева Лизинг`, в первую очередь, ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса. Доля небольших сделок размером до 3 млн рублей в компании составляет около 70% от всех заключенных контрактов.
В компании есть специальная программа по работе с небольшими компаниями — `Забота о подрастающем бизнесе`. Программа предусматривает оперативное рассмотрение заявок по небольшим сделкам, помощь в подборе предмета лизинга, упрощенную систему проведения сделок, а также предполагает гибкий подход к оценке финансового состояния клиента.
Автолизинг сегодня — самый быстроразвивающийся сегмент. В портфеле нашей компании доля лизинга автотранспорта уже не первый год остается самой значительной по сравнению с другими направлениями. За 2007 год 40% от суммы всех заключенных сделок пришлось на автолизинг.
Одна из основных тенденций в сегменте автолизинга — сокращение сроков принятия решения по сделке. Для увеличения оперативности эксперты нашей компании проводят предварительный экспресс-анализ финансового положения клиента до рассмотрения всех документов. Это сокращает период ожидания решения по заявке и позволяет моментально информировать клиента о возможности финансирования.
Комплексный подход к обслуживанию клиента — еще один принцип работы `Прогресс-Нева Лизинг`. Приобретение автотранспорта в лизинг в нашей компании избавляет клиента от проблем, связанных с регистрацией автомобилей в ГИБДД, прохождением техосмотра. Это, а также льготное страхование, помощь в оформлении документов компания берет на себя.
Наработанные связи с поставщиками автомобильной техники позволяют нам предоставлять клиентам значительные скидки, делающие покупку в лизинг особенно выгодной. В 2007 году мы заключили договоры о сотрудничестве с официальным дилерским центром Jaguar, Land Rover и Volvo — `Автобиография`, а также с группой компаний Fast Motor, официальным дилером марок Honda и Kia.
Финансовая аренда становится привычным инструментом регулярного пополнения и обновления автопарка транспортных предприятий. Крупнейшие перевозчики города, `Такси-2`, `БАРС` и другие — наши давние клиенты. Только за 2007 год наша компания передала в лизинг ЗАО `Барс` 49 автобусов, предназначенных для обслуживания городских маршрутов, на сумму более 31,5 млн руб.
Преимущества лизинговых схем в целях приобретения дорогостоящей автомобильной техники без единовременного отвлечения значительных средств их собственных активов уже оценили и строительные предприятия. В Петербурге и округе очень востребованы строительные грузовики.

Сергей Жарков,
начальник коммерческого отдела лизинга легкового автотранспорта Группы компаний `Интерлизинг`:
— С момента создания Группы компаний `Интерлизинг` основной упор делался на средний бизнес. Если говорить о направлении лизинга легкового автотранспорта, то здесь присутствуют клиенты из всех видов бизнеса, но наиболее интересными для нас, безусловно, являются клиенты с корпоративным автопарком.
Основная тенденция развития направления лизинга автотранспорта заключается в еще большем упрощении процедуры и уменьшении срока при заключении сделки с клиентом. Второе направление развития — активизация прямых продаж. Рынок автолизинга более конкурентный и насыщенный, нежели направления по лизингу оборудования или строительной техники. Сегодня поступающих заявок сейчас уже не так много, как несколько лет назад.
Еще одно направление — расширение количества дополнительных услуг в рамках лизинговой сделки. Мы предоставляем не только само финансирование, но и услуги начиная с подбора автомобиля для клиента, комплексного страхования и заканчивая регистрацией в государственных органах. И этот фактор будет решающим в будущем для выбора лизинговой компании.
Во втором квартале мы планируем предоставить новую услугу `оперативный лизинг`. При этом автомобиль будет предоставляться в долгосрочную аренду, а по окончании договора клиент сможет выбрать — либо выкупить автомобиль, либо `поменять` на новый с заключением нового договора.

Александр Десятский,
начальник управления продаж филиала компании `Экстролизинг` в Петербурге:
— Наши предложения на рынке лизинговых услуг Северо-Западного региона адресованы в основном среднему и малому бизнесу. Мы специализируемся на лизинге легкового и грузового автотранспорта, которые максимально востребованы именно этой категорией клиентов. Политика работы нашего филиала была определена еще в 2005 году. Взятый курс и узкая специализация позволили компании за два года попасть в десятку ведущих лизинговых компаний СЗФО.
Специфика легкового автотранспорта требует скорости, дополнительных услуг со стороны лизинговой компании, и мы можем утверждать, что наша компания реагирует на все изменения рынка лизинговых операций. Безусловно, мы не обходим стороной крупного потребителя лизинговых услуг, финансируем сделки со спецтехникой, оборудованием, недвижимостью. Вместе в бизнесе — это принцип работы нашей компании.
Лизинг автотранспорта — наша специализация. Наш портфель на 68% состоит из легкового и грузового транспорта. Это направление остается наиболее привлекательным не только для нашей компании, что объясняется двумя простыми вещами: во-первых, лизинг автотранспорта — эффективный способ привлечения новых клиентов, во-вторых — самая ликвидная область финансирования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *