Война в Йемене может взвинтить цены на нефть
26 июля Саудовская Аравия, крупнейший мировой поставщик нефти, прекратила ее перевозку Баб-эль-Мандебским проливом. Поводом послужило нападение на два танкера, совершенное йеменскими хуситами. Никто из членов экипажа не пострадал и даже значительного ущерба судам не причинено, однако консалтинговые компании уделили этому происшествию большое внимание.
Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное и Аравийское моря, не является основным путём транспортировки саудовской нефти, но, по расчетам Минэнерго США, в 2016 году через него перевозилось порядка пяти миллионов баррелей в сутки для продажи в Европе, США и в странах Азии.
Сложность заключается в том, что пролив почти полностью контролируется Йеменом, а в условиях внутреннего вооружённого противостояния в этой стране любые суда, проходящие по Красному морю, оказываются под угрозой захвата или уничтожения, как сообщает https://www.amarkets.org/.
Гражданская война в Йемене продолжается уже четыре года. Эр-Рияд в этом конфликте принял позицию официального правительства и открыто воюет на его стороне. Таким образом, косвенно обвинение в атаке на саудовские танкеры и в ее последствиях направлено также в сторону Ирана, поддерживающего хуситских повстанцев и поставляющего им оружие.
Саудиты опасаются, что в распоряжении антиправительственной группировки могут оказаться не только современные ракеты, но и средства ведения морского боя. Учитывая, что Иран неизменно входит в десятку крупнейших экспортеров нефти и заинтересован в ослаблении конкурентов, такие опасения представляются весьма обоснованными. На этом фоне любые прогнозы по срокам возобновления перевозок могут быть только приблизительными: ситуация явно не из тех, что решаются быстро. Некоторые аналитики предполагают даже, что развитие событий может привести к открытой войне Ирана и Саудовской Аравии.
Эксперты нефтяного рынка предупреждают, что полное прекращение поставок через пролив может существенно повлиять на котировки. Пока они идут вверх незначительно: сентябрьские фьючерсы прибавили чуть более полупроцента, как и показывал технический анализ. Но если ситуация затянется и усугубится ожидающимся прекращением транзита кувейтской нефти по Красному морю, не исключен резкий подъем цен. Впрочем, для России в этом есть как минимум один несомненный плюс: дополнительные доходы от экспорта нефти приведут к увеличению экономических резервов.