Условия лизинга

Качели лизинга

altТемпы роста количества заключенных лизинговых сделок в 2007 году улизинговых компаний Северо-Запада сократились почти вдвое посравнению с 2006 годом. Опрошенные аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад» участники рынка озвучили две причины снижения спроса на свои услуги.

Прежде всего, все без исключения заявили о потрясшем мир кризисе ликвидности, который привел к повышению процентных ставок как на долговом рынке России, так и по банковским кредитам. А на их долю приходится более 70% финансовых ресурсов лизинговых компаний. «Кризис повлек за собой увеличение кредитных ставок для лизинговых компаний на 2−5%. Большинство лизинговых компаний откладывали финансирование на месяц и больше, а также выстроили приоритет финансирования лизинговых сделок, то есть сначала финансировали старых клиентов, вторым по приоритету шел легковой автотранспорт, далее – грузовая техника, строительная техника, оборудование. В такой ситуации многие лизингополучатели стали искать другие варианты финансирования, в том числе другие лизинговые компании», – рассказывает генеральный директор компании «ЛизингОнЛайн» Алексей Дроздов.

Вынужденные меры

Многие лизинговые компании столкнулись не только с подорожанием заемных средств, но и с сокращением лимитов на кредитование, а вместе с этим – с отсутствием возможности привлекать средства на долговом рынке. Все это поставило лизинговые компании в затруднительное положение – они начали, как и банки, ограничивать себя в клиентах.

Заместитель начальника отдела финансового контроллинга, трежерис и страхования «Дойче Лизинг Восток» Ирина Буланова связывает замедление темпов роста числа лизинговых сделок в 2007 году прежде всего с ужесточением требований к лизингополучателям. «Качество отчетности – вот на что в первую очередь мы обращаем внимание при рассмотрении возможности заключения сделок, – говорит Ирина Буланова. – Согласитесь, что уставный капитал в 10 тыс. рублей не дает больших гарантий в случае возникновения критических ситуаций в отношениях с лизингополучателем. Кроме того, годовая выручка по отчету о прибылях и убытках размером в один ежемесячный платеж по предполагаемому договору лизинга также не способствует положительному заключению отдела рисков. Еще один важный момент – ликвидность приобретаемого в лизинг оборудования на рынке. Если, к примеру, станки определенного типа используются на двух-трех предприятиях страны и нигде более, то при плохом развитии событий реализовать этот предмет лизинга будет некому, или только по бросовой цене».

Читать так же:  Условия получения лизинга

Это подтверждается снижением доли малого и среднего бизнеса в общем объеме новых сделок лизинговых компаний. Если в 2006 году на долю малого и среднего бизнеса (МСБ) приходилось более 80% сделок, то по итогам 2007−го доля МСБ едва превышает 70%.

По мнению финансового директора компании «Carcade Лизинг» Алексея Смирнова, из-за ужесточения требований банков к заемщикам многие лизинговые компании потеряют свою конкурентоспособность и либо будут вынуждены уйти с рынка, либо окажутся поглощены другими, более удачливыми игроками. Вместе с этим, по словам Смирнова, предприятиям, испытывающим дефицит денежных средств, придется сократить объем инвестиций в обновление основных фондов. Как следствие, спрос на услуги лизинговых компаний будет сокращаться. «Из-за подорожания финансовых ресурсов общий прирост лизингового бизнеса в текущем году составит около 40%», – прогнозирует генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов.

Неблагоприятный цикл

Еще один фактор замедления спроса связан с его цикличностью. Некоторые компании отмечают, что сейчас рынок переживает фазу спада. «Сделки лизинга имеют долгосрочный характер, отсюда в какой-то момент (когда большинство активных лизингополучателей уже заключили договоры лизинга) происходит насыщение спроса. Проходит время, договоры лизинга в массе своей заканчиваются – снова всплеск. Важно, чтобы к тому времени и предложение не подкачало, то есть к моменту всплеска лизинговые компании должны быть готовы», – считает начальник отдела исследования рынка Московской лизинговой компании Дмитрий Шульцев. По его мнению, если большинство сделок 2005−2006 годов были заключены на три года, то очередного ярко выраженного всплеска можно ожидать в 2009−м.

В прошлом году впервые за последние годы произошло снижение спроса на дорожно-строительную технику. И участники рынка объясняют этот факт именно цикличностью спроса. «Замедление темпов роста обусловлено тем, что первичный дефицит в технике и оборудовании был удовлетворен в 2004−2006 годах во многом благодаря правительственным программам по развитию строительной и транспортной отраслей. В данный момент многие предприятия этих секторов экономики обновили свою техническую базу и потребность в лизинге временно снизилась», – говорит генеральный директор компании «ФинСтройЛизинг» Сергей Кирьянов.

Читать так же:  Налоговые преимущества и риски лизинга

В прошлом году транспортные компании, прежде всего – занимающиеся пассажирскими перевозками внутри города, начали обновлять свои парки, поэтому существенно вырос спрос на автобусы и микроавтобусы.

Недвижимость продвинулась

В регионе сохраняется неизменно высокий спрос на грузовой и легковой автотранспорт. Наего долю приходится более 40% рынка лизинга Северо-Запада. Третью позицию по популярности лизингового имущества занимает строительная техника (13,4%). И пока в регионе сохраняется высокая инвестиционная активность, вряд ли спрос на грузовики, тягачи, трактора пойдет на убыль.

Среди перспективных видов имущества лизингодатели отмечают коммерческую недвижимость. Ее доля в совокупном портфеле лизинговых компаний пока не превышает 1,5%, однако некоторым игрокам удается достичь на этом поприще более весомых результатов. «В 2008 году мы ожидаем увеличения числа сделок по лизингу недвижимости. За 2007 год заключенных договоров в этом сегменте оказалось не так много, как прогнозировалось, – доля лизинга недвижимости в портфеле, к примеру, нашей компании по итогам 2007 года составила 4,5% от всего объема заключенных договоров. Но нужно отметить, что спрос на финансовую аренду коммерческой недвижимости стабильно растет. Сейчас мы получаем до пяти заявок в месяц на лизинг недвижимости, а год назад поступали единицы», – отмечает генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Станислав Ким. Он уверен, что в ситуации, когда цены на недвижимость продолжают расти, а потребность в офисах, складских и производственных площадях увеличивается, финансовая аренда должна и может стать наиболее доступным и выгодным способом приобретения коммерческой недвижимости.

«В последнее время на рынке коммерческой недвижимости Петербурга начался процесс стабилизации цен, предложение увеличивается, и спрос на услуги лизинга постепенно растет. Немаловажен переход бизнеса на более высокий уровень, а лизинговые компании могут предложить финансирование на длительные сроки – пять-восемь лет. Потенциально объем рынка велик, но направление лизинга недвижимости еще не укрепилось в головах предпринимателей в качестве механизма привлечения средств так, как, например, лизинг оборудования и автомобилей. В то же время приобрести в лизинг можно не только офис, но и офисный центр, производственное здание или помещение, склады и даже яхту, но с тем условием, что она будет использоваться для предпринимательской деятельности. Если учитывать общий рост рынка коммерческой недвижимости, то и рост данного направления лизинга будет налицо», – считает генеральный директор компании «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Дмитрий Ханжин.

Читать так же:  Договор о лизинге

Будущее лизинга

Несмотря на существенное замедление роста числа сделок по итогам 2007 года, темпы роста объема профинансированных средств лизинговыми компаниями почти не изменились. «Сделки стали более крупными и сложными. В 2007 году мы передали в лизинг целые производственные комплексы, где поставка оборудования проходила несколько этапов, с участием иностранных партнеров, чего раньше не было. Для качественной реализации подобных сделок в нашей компании в 2007 году выделено отдельное направление работы и создан специальный отдел проектного финансирования, набраны квалифицированные специалисты», – объясняет Станислав Ким. С ним соглашается Дмитрий Шульцев. По его мнению, будущее за комплексным лизингом, за проектными решениями, за такими компаниями по организации бизнеса, как «Ильюшин Финанс», которая давно превратилась из обычной лизинговой компании в управляющую компанию целой отрасли и диктует условия (вплоть до качества и технологичности оборудования) не только российским производителям, но и западным.

По мнению лизингодателей, кроме текущих проблем с финансированием, вызванных кризисом ликвидности, эффективному развитию лизинга мешают сложные взаимоотношения с банками. «Банкирам необходимо поменять свое отношение к лизинговым компаниям – не относиться к ним как к конкурентам, а, наоборот, получать максимум от этого партнерства, расширяя тем самым свою клиентскую базу», – уверен Сергей Кирьянов. По мнению директора компании «Мета-Лизинг» Дмитрия Кайсина, нужно совершенствовать законодательство в сфере банковского надзора, контроля и нормативов. «В настоящий момент в соответствии с нормативными актами Банка России выдача кредитов под залог предметов лизинга неудобна для банков. В данном случае предмет залога оценивается как обремененный чужими правами, следовательно, выдача кредита сопровождается требованиями о резервировании», – объясняет Кайсин

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button